среда, 29 октября 2014 г.

ДВА ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ДВА ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

концептуальная схема управления процессом, основанная на сформулированном выше определении процесса.
image002.gif
Рисунок 2. Концептуальная схема управления процессом.
     Бизнес-процесс, представленный на рисунке 2, имеет входы и выходы. Для осуществления процесса используются ресурсы (персонал, оборудование, инфраструктура, среда и проч.). Управление процессом осуществляет владелец процесса. Все ресурсы, необходимые для выполнения процесса, находятся в его распоряжении. Можно дать следующее определение: "владелец процесса - должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса". Таким образом, в рассматриваемом понимании процессного подхода к управлению, наличие владельца процесса, обладающего ресурсами, является важнейшим необходимым условием. На рисунке 3 представлена схема системы управления предприятия, построенная на основе рассматриваемой методики управления процессами.
image003.gif
Рисунок 3. Схема системы управления предприятием, основанная на процессном подходе к управлению.
     На рисунке 3 использованы следующие условные обозначения:
     ГД - Генеральный директор Предприятия;
     Р - руководитель (возможно владелец нескольких процессов, заместитель ГД);
     ВП - владелец процесса;
     А - средства выполнения бизнес-процесса (документация, регламентирующая ход процесса);
     Б - средства управления ресурсами процесса (документация, регламентирующая управление ресурсами);
      
     1 - средства получения оперативной управленческой информации о ходе процесса (записи в журналах; автоматизированные системы учета и т.д.);
     2 - средства анализа оперативной информации по процессу владельцем процесса (регламентирующие документы, содержащие регулировочные критерии процесса; средства автоматизации, в частности сигнализация об отклонениях процесса от нормального хода);
     3 - средства разработки оперативных управленческих решений владельцем процесса (регламенты принятия типовых решений; документы, определяющие ответственность и полномочия владельца процесса по принятию решений);
     4 - средства ежемесячного (ежеквартального) анализа процесса владельцем процесса (регламентирующие документы, определяющие перечень показателей процесса, продукта и данных удовлетворенности клиентов; статистические методы анализа; программное обеспечение для анализа; формы отчетности);
     5 - средства разработки мероприятий по улучшению процесса владельцем процесса (регламентирующие документы, определяющие полномочия владельца процесса по разработке и выполнению мероприятий по улучшению процесса; типовые формы обоснования мероприятий; программные средства расчета экономической эффективности мероприятий, регламенты принятия решений);
     6 - средства анализа оперативной информации об отклонениях в ходе процесса руководителем (регламентирующие документы);
     7 - средства разработки оперативных управленческих решений руководителем (регламенты принятия типовых решений; документы, определяющие ответственность и полномочия руководителя по принятию решений);
     8 - средства ежемесячного (ежеквартального) анализа процесса руководителем (регламентирующие документы, определяющие перечень показателей процесса, продукта и данных удовлетворенности клиентов; справки о ходе процесса, протоколы анализа отклонений);
     9 - средства разработки мероприятий по улучшению процесса руководителем (регламентирующие документы, определяющие полномочия руководителя по разработке и выполнению мероприятий по улучшению процесса; типовые формы обоснования мероприятий; программные средства расчета экономической эффективности мероприятий, регламенты принятия решений);
     10 - средства анализа оперативной информации об отклонениях в ходе процессов Генеральным директором (регламентирующие документы);
     11 - средства разработки оперативных управленческих решений Генеральным директором (регламенты принятия решений);
     12 - средства анализа информации по выполнению бизнес-процессов предприятия Генеральным директором (регламенты выполнения анализа процессов ГД).
     13 - средства разработки мероприятий по улучшению бизнес-процессов и приведения их в соответствие стратегическим целям предприятия (регламенты стратегического анализа и планирования);
     14 - средства анализа внешней среды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий